Когда на алтаре буква Друк

sheludko%202.jpg

      «Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него,
чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве
» (Рим 7, 6).

     Идолопоклонство имеет очень много различных проявлений, и нарушение Первой заповеди — «Да не будет у тебя других богов» — для христиан вовсе не перестало быть актуальной проблемой. Отвергнув идолов внешне, перестав поклоняться тесаным чурбанам и иным богам, мы нередко лепим себе идолищ из всего, что только подвернется под руку, часто даже не сознавая, что вместо Бога мы почитаем пустоту (евр. haval). Сегодня я предлагаю поразмышлять об одном из таких недугов, поражающих христианскую душу — вирусе буквопоклонства.

Богооткровенные истины имеют один очень серьезный недостаток (или достоинство?). Они умирают, превращаются в мертвое чучело, как только человек теряет живую связь с Богом. Пример отпадения от Бога народа Израиля — яркое свидетельство тому. Забыв, что всякое предписание, всякий закон исходят от Всевышнего и предназначены для преданного служения Ему, книжники и фарисеи стали почитать заповеди как нечто ценное самое по себе, как самоцель. Но не такого отношения хотел и хочет Господь. Его желание в том, чтобы человек прежде всего любил Его, знал, жил с Ним, поддерживал живые отношения, исполненные чувствами. Но случилось так, что Божьи законы стали богозаменителями, превратились в заслон от Него же Самого, в пелены и чехлы для совести и сердец. Соблюдая законы, люди посчитали себя совершенными, посчитали свои долги перед Господом оплаченными. И, вместо золотого тельца, водрузили на алтарь Закон.

 То же со временем произошло и с христианами. Конечно, Церковь не погибла, ибо обещание Христово Петру по-прежнему действенно. Однако фарисейская закваска всё же проникла в Христово стадо, и бродит в нем доныне, сквашивая паростки духовной жизни в сердцах тех, кто поддается гордыне и прочим грехам плоти.

 Свобода духа против рабства букве

 Закрываясь от Бога и ближнего Буквой, фарисей умерщвляет и собственную веру, и веру тех, кто на него имеют несчастье ориентироваться. Внешнее для него становится важнее внутреннего — обряд важнее чувства, идея важнее личности, книга важнее человека. Бог начинает восприниматься чуть ли не вторичным по отношению к Закону. Закон становится богом.

Фарисей может возразить, что он верит и практикует так, как это предписано в Библии, или зафиксировано в церковных канонах, а значит поступаться оным и отклоняться от буквы нельзя. Но что такое Библия? Что такое каноны? Что делает их священными? Что делает Библию живой?

Живо только то, что связывает человека с Богом. Притом заметьте: связь с Богом важнее формальной праведности. Собственно, связь с Богом и делает человека праведным, таковая и есть совершенство человеческой жизни. Совершенство в ином не обязательно.

Конечно, Писание и канон в некотором смысле представляют собой фиксацию и стандарт человеческого совершенства, направляют к нему, обучают таковому. Но делает ли исполнение всего предписанного человека совершенным? Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте еще раз определимся, в чем состоит совершенство, кое и призван фиксировать канон. К примеру, Иисус призывал быть совершенными (Мф 5, 48), однако любой здравомыслящий человек понимает, что человеку никогда не стать стопроцентно идеальным во всех своих поступках, мыслях, чувствах и т. п.: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас», — пишет апостол Иоанн (1Ин 1, 8). Так в чем же совершенство, могущее уподобить нас Богу? — Любовь. Бог есть Любовь. Когда приходит она («совершенное» в терминологии апостола Павла), все остальное, что сопутствует духовному росту, теряет свой вес, становится вторичным.

Итак, совершенство Писания в том, что оно свидетельствует о Любви. Любви Бога и любви к Богу. Любовь — главное в библейском учении, поэтому если кто-то следует Библии, но не любит — он поступает не по Библии, он находится вне ее учения. Такой с Писанием просто не знаком, его следование канонам и заповедям бессмысленно и даже опасно (Откр 3:15). Кто не любит, тот грешит, ибо не живет во Христе.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор 13, 1-3).

Правила и каноны приобретают смысл тогда, когда мы любим. И именно любовь является духовным свидетельством причастности верующего Церкви. Каноны помогают действовать правильно, практично и мудро. Но сами по себе, вне Любви (т. е. вне Церкви) они духовно бесполезны, как бесполезны воздержание евнуха и постничество язвенника.

 Опасность имитации

Любовь делает нас свободными. Для любящего нет закона, кроме закона любви: отдать себя в ублажение многих. Но здесь не должно быть имитации. До тех пор, пока нет любви, нет внутреннего приникновения к Истине, очень важно руководствоваться как раз правилами и догмой. Они для нас — до поры до времени единственный ориентир. Но только тогда они обретают смысл, когда всем своим сердцем мы целеполагаем Любовь.

Библия жива для того, кто сам живой. Для того, кто не только следует ее указке, но и сам является живым персонажем, как бы сошедшим с ее страниц.

Библия есть внешнее воплощение Слова Бога, Его свет, и именно способность Слова действовать через Библию и делает ее живой.

Принятие Христа Господом делает само сердце наше Библией, живой книгой, живым алтарем Его Духу. И в этой своей ипостаси, Слово еще более действенно…  Если, конечно, все по-настоящему, если мы не обманули самих себя, выдав желаемое за действительное.

На этом уровне сбываются слова Господа через пророка:

«Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31, 33-34).

Опасность такого понимания состоит в том, что под прикрытием высоких переживаний мы можем стать имитаторами духовной жизни, детьми-самозванцами Богу. Не будучи действительно укрепленными в Любви, мы можем пасть жертвой безалаберности и самомнения, и уж тогда путь на духовный Олимп уж точно будет для нас заказан. Вместо того, чтобы на все сто процентов посветить Господу наши сердца и жизни, отдать Ему наши судьбы и души (Мк 8, 35), мы можем воспарить в мечтах и воображении, оставаясь, в реальности, бесконечно далекими от Бога. Представляя себя участниками Нового Завета, в слепоте своей оставим стучащего в дверь Бога-Учителя по ту сторону порога. Ублажая плоть и эго, возомним себя духовными чадами Вышнего Бога-Отца.

«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк 14, 33-35).

Критикуя идолопоклонство идеям, давайте ни на минуту не забывать о таком риске, — риске быть выброшенными за ненадобностью, если отступимся от смиренного исполнения Божьих заповедей и погрязнем в духовных имитациях.

Неотвратимость идеала Любви

 Ведь любовь может прийти не сразу! Но, даже начиная восхождение, мы должны учиться понимать и уважать то, что является высшим, внутренне подготавливаясь к принятию Совершенства. В противном случае Совершенство может оказаться не замеченным, не оцененным, и даже попранным, как это произошло с ветхим Израилем. Ожидая исполнения Закона внешне, они убили Мессию, исполнившего Закон внутренне, по сути!

Развивая церковные правила и предписания, каноны и догматы, мы не должны забывать о существовании Живого Бога, Который выше всех этих формулировок. В Его реальности наш тезис, наше правило, может выглядеть совсем иначе и подразумевать совсем не те выводы, которых бы мы ожидали согласно человеческому разумению. Важно быть чуткими, прислушиваться изо всех сил к Его голосу, Его воле и посланию, по таковым и корректировать церковную жизнь. А иначе второе пришествие Христа может принести вовсе уж неожиданные последствия для многих, кто называется Его последователем (Мф 7, 22-23).

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48).

 

Михайло ШЕЛУДЬКО

м. Одеса

 


Рейтинг статті

( 6 голосів )
Теги:     есей      проблема      роздуми
( 3561 переглядів )
 

Коментарі  

 
+3 #2 Michail 01.02.2012 11:03
http://vk.com/photo4780592_27778111

Головне не вважати себе самоспасителем.
Цитувати
 
 
+3 #1 Michail 01.02.2012 10:52
"К примеру, Иисус призывал быть совершенными (Мф 5, 48), однако любой здравомыслящий человек понимает, что человеку никогда не стать стопроцентно идеальным во всех своих поступках, мыслях, чувствах и т. п.: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас», — пишет апостол Иоанн (1Ин 1, 8). Так в чем же совершенство, могущее уподобить нас Богу? — Любовь. Бог есть Любовь. Когда приходит она («совершенное» в терминологии апостола Павла), все остальное, что сопутствует духовному росту, теряет свой вес, становится вторичным." Тому Бог і визначив спасіння Благодаттю через живу віру.
Цитувати
 

Додати коментар


Захисний код
Оновити